Великие астрологи мира

Великие астрологи мира

Птоломей.jpg


Клавдий Птоломей

(II век н.э.) жил в Александрии в 150 нашей эры. О его жизни и деятельности нет никаких упоминаний у историков его эпохи. Зато ему повезло в посмертной славе: почти все его основные астрологические сочинения сохранились и были высоко оценены потомками, в том числе современными астрологами. Этот великий ученый древности был разносторонне развит и оказал большое влияние на развитие многих наук. Его наиболее известные работы, дошедшие до наших дней:

Астрономия

«Альмагест» Птолемея — одна из наиболее важных работ в древней астрономии. Им описана геоцентрическая модель Вселенной, а также движение Солнца, Луны и планет вокруг Земли. Она также содержит каталог звезд с их яркостью по логарифмической шкале. Работа была издана в 13 томах.

География

Птолемей описал мировую географию в те времена в обширном труде под названием «География».  В этой книге приводятся долготы и широты примерно 8 000 населенных пунктов. Книга иллюстрируется 27 картами: одной общей и 26 по регионам.

Оптика

В трактате «Оптика» Птолемей экспериментально исследовал преломление света на границе воздух-вода и воздух-стекло и предложил свой закон преломления (приближенно выполняющийся лишь для малых углов). Указал на влияние рефракции на астрономические наблюдения. Впервые верно объяснил кажущееся увеличение Солнца и Луны на горизонте как психологический эффект.

Астрология

Птолемей является автором «Тетрабиблоса», первого полного руководства по астрологии. В «Тетрабиблосе» сделана попытка исчерпывающе объяснить астрологические принципы с точки зрения науки той эпохи.

Тетрабиблос» представляет собой систематическое изложение астрологического учения:

Две вещи особенно необходимы, чтобы проникнуть в сферу астрологических предсказаний. Во-первых, надо знать положение Солнца, Луны и движущихся звезд относительно друг друга и относительно Земли, равным образом значение и силу этих положений. Во-вторых, надо знать, какие изменения происходят в вещах, подчиненных влиянию звезд, в зависимости от естественных свойств этих положений.

В первых двух книгах «Тетрабиблоса» разбирается характер влияния небесных светил на человечество, государства и природу в целом. В третьей и четвертой книге рассматривается зависимость судьбы отдельного, конкретного человека от взаимного расположения небесных светил в момент его рождения и после него.

Птолемей отмечает, в частности, что для составления гороскопа чрезвычайно важно знать точное время рождения человека вплоть до минуты. Однако на практике, сетует он, мы вынуждены прибегать к показаниям солнечных или водяных часов, которые, к сожалению, не обладают достаточной точностью показаний.

Создавая эту книгу, Птолемей пользовался множеством не дошедших до нас источников, благо у него под руками была богатейшая Александрийская библиотека. Птолемей не только талантливый компилятор, но и вдумчивый ученый, критически рассмотревший древний опыт, очистивший его от легендарных наслоений и по существу заново разработавший ряд основных направлений в астрологии, таких, как теория астрологической совместимости (синастрии) и многофакторный расчет эфемерид. Птолемеевыми таблицами расчета эфемерид можно пользоваться и сегодня: ошибка даже в расчете движения Луны не превышает 7-8 градусов!

Птолемей заложил основы научной астрологии во всей ее широте — от натуральной, изучающей ритмику природных явлений, до мунданной (ныне политической), исследующей развитие государств и народов.


АльБируни.jpg

Аль-Бируни

(X — XI века) — автор многочисленных капитальных трудов по истории, географии, филологии, астрономии, математике, геодезии, минералогии, фармакологии, геологии и др. Бируни владел почти всеми науками своего времени. По сведениям, посмертный перечень его работ, составленный его учениками, занял 60 мелко исписанных страниц.

Основные работы (свыше 40) посвящены математике и астрономии, которая имела огромное практическое значение для хозяйственной жизни Хорезма — для поливного земледелия и торговых путешествий. Важнейшими задачами астрономии были совершенствование календаря и методов ориентирования на Земле по небесным светилам. Необходимо было уметь как можно более точно определять положения на небе Солнца, Луны, звезд, а также измерить с наибольшей возможной точностью так называемые основные астрономические постоянные — наклон эклиптики к экватору, длину солнечного и звездного года и др.

Бируни воспринял и развил прогрессивные идеи древнегреческих и древнеиндийских философов по некоторым общим проблемам астрономии: утверждал одинаковую огненную природу Солнца и звезд, в отличие от темных тел — планет; подвижность звезд и огромные их размеры по сравнению с Землей; идею тяготения. Бируни почти точно определил радиус Земли (более 6000 км), исходя из представления о ее шарообразной форме. Бируни высказал обоснованные сомнения в справедливости геоцентрической системы мира Птолемея.

Его трактат «Книга вразумления начаткам науки о звездах» по сути дела учебник астрологии для начинающих.

Об астрологическом искусстве Бируни уже при его жизни ходили легенды.

Согласно одной из них, султан Махмуд Газневи, чтобы испытать искусство Бируни, приказал ему определить, через какую из четырех дверей он сейчас выйдет. Бируни попросил астролябию, вычислил высоту Солнца, начертил гороскоп и на глазах султана положил его под ковер. Султан тут же приказал прорубить пятую дверь в восточной стене и вышел. Вернувшись и вынув листок из-под ковра, султан прочел: «Не выйдет ни в одну из этих дверей. В восточной стене пробьют еще одну дверь, и он через нее выйдет».

Уличенный в подстроенной ловушке, султан приказал выбросить Бируни в окно (комната была на верхнем этаже). Так и сделали, но на уровне средней крыши был натянут тент, погасивший скорость падения.

Когда Бируни вновь привели к султану, тот воскликнул: «Но этого путешествия ты ведь не предвидел!» «Предвидел», — ответил Бируни и попросил принести свой гороскоп. В предсказании на этот день стояло: «Меня сбросят с высокого места, однако я невредимым достигну земли и встану здоровым». Султан Махмуд еще более разгневался и приказал заточить Бируни в крепость, где он и отсидел полгода.



Парацельс.jpgПарацельс
(Филипп Ауреол Теофраст Бомбаст фон Гогенхайм
)

(XV — XVI века), прославленный врач, натурфилософ и алхимик эпохи Возрождения, легендарный целитель, считавший астрологию составной частью своего искусства. При крещении он получил имя Филипп Ауреол Теофраст Бомбаст фон Гогенхайм. Когда он стал пользоваться прозвищем Парацельс, сказать трудно. Возможно, это имя он выбрал себе сам или же его дали коллеги по врачебному искусству, сравнив Гогенхайма с одним из основоположников медицины – древнеримским врачом Авлом Корнелием Цельсом. Официально этот псевдоним впервые был обнародован в 1529 году, когда Теофраст стал так подписывать выпускаемые им астрологические календари. Впоследствии он пользовался этим именем постоянно, подписывая  так свои произведения.

Средневековой медицине, в основе которой лежали теории Аристотеля, Галена и Авиценны, Парацельс противопоставил «спагирическую» медицину, созданную на базе учения Гиппократа. Он учил, что живые организмы состоят из тех же ртути, серы, солей и ряда других веществ, которые образуют все прочие тела природы; когда человек здоров, эти вещества находятся в равновесии друг с другом; болезнь означает преобладание или, наоборот, недостаток одного из них. Одним из первых начал применять в лечении химические средства.

Парацельса считают предтечей современной фармакологии, ему принадлежит фраза:

Всё есть яд, и ничто не лишено ядовитости; одна лишь доза делает яд незаметным (в популярном изложении: «Всё — яд, всё — лекарство; то и другое определяет доза»).

Наряду с Генрихом Неттесгеймским, Парацельс попытался связать чисто каббалистические идеи с алхимией и магическими практиками. Это положило начало целому ряду оккультно-каббалистических течений.

По мнению Парацельса, человек — это микрокосм, в котором отражаются все элементы макрокосма; связующим звеном между двумя мирами является сила «М» (с этой буквы начинается имя Меркурия, а также Мема (тайна)). По Парацельсу, человек (который также является квинтэссенцией, или пятой, истинной сущностью мира) производится Богом из «вытяжки» целого мира и несёт в себе образ Творца. Не существует никакого запретного для человека знания, он способен и, согласно Парацельсу, даже обязан исследовать все сущности, имеющиеся не только в природе, но и за её пределами. Парацельс оставил ряд алхимических сочинений, в том числе: «Алхимический псалтирь», «Азот, или О древесине и нити жизнь» и др.

Считается, что он первым обнаружил принцип подобия, лежащий в основе современной гомеопатии.

Парацельс писал, что врач без искусства трактовки астрологических констелляций — «псевдомедик», и что лекарство находится на небесах.


ТихоБраге.jpg

Тихо Браге

(XVI век). Его называли «королем астрономов», в то же время он был астрологом и алхимиком. Достиг высочайшей точности в астрономических измерениях, а также писал астрологические альманахи для короля Дании, интерпретировал гороскопы его детей. Некоторые предсказания Тихо Браге получили всеобщую известность.

Известен случай, когда еще в 1566 году он предсказал турецкому султану Сулейману I смерть во время военного похода на Венгрию. Это предположение Тихо сделал на основании предстоящего лунного затмения. Так и случилось, но об этом до поры до времени никто не знал. Придворные и военачальники скрывали смерть султана во избежание брожения и деморализации в войсках.

Слава Браге как астролога привлекала к нему в дом многих знатных вельмож со всего мира. Всем им нужно было одно: чтобы ученый-астролог составил для них гороскоп. Самым известным предсказанием, сделанным Тихо в 1577 году, было пророчество о том, что примерно через 15-20 лет в Финляндии родится принц, которому суждено будет разорить Германию перед своей смертью. И действительно, шведский король Густав II Адольф, родившийся в Финляндии в 1594 году, полностью выполнил предсказанное. В 1631 году он вступил в Тринадцатилетнюю войну, после чего предпринял поход на Германию. Пройдя по территории Баварии и Пруссии, Густав дважды разгромил объединенные немецкие войска, затем покорил города Мюнхен и Ауг-сбург, а 16 ноября 1632 года погиб в сражении под Лютценом.


ИоганнКеплер.jpg

Иоганн Кеплер

(XVI — XVII века) — великий астроном, чьи законы лежат в основе расчета орбит космических кораблей. В своем первом астрологическом альманахе предсказал исключительно холодную зиму и вторжение турок в Австрию. Когда оба предсказания сбылись, за Кеплером закрепилась репутация пророка. Отвергая вульгарную астрологию, подобную нынешним газетным «гороскопчикам», ввел новые элементы в теорию астрологии.

«Суть моей точки зрения об астрологии заключается в следующем. Небо составляет в людях нечто, и человек это ясно может увидеть, но то, что оно точно составляет – это остается тайной. Я верю, что эти аспекты, то есть, конфигурации, которые планеты формируют между собой, являются очень значительными в жизни людей».

(Из книги „Kepler“, от Džona Banvila)

Между тем, Кеплер считал, что не существует хороших и плохих аспектов, а планеты не детерминируют отдельного человека в целостности. Планеты не действуют по собственной воле, они не предназначают судьбу отдельного человека, но придают душе определенный характер. Каждый человек в начале своей жизни принимает характер и схему всех констелляций на небе и форму лучей, которые идут к Земле и которые остаются в нем до самой смерти.


УильямЛилли.jpg

Уильям Лилли

(1602 — 1681г.г.) — знаменитый английский астролог и оккультист XVII столетия. Об этом астрологе хорошо написал Александр Колесников в предисловии к своему переводу «Христианской Астрологии»:

«В астрологической традиции он занимает место, на мой взгляд, не менее важное, чем Птолемей, поскольку обобщил и творчески переработал астрологический опыт, накопленный до него, и тем самым дал очередной значительный импульс развитию этого Искусства. В то же время, в отличие от Птолемея, Лилли был практиком, и все его советы, рекомендации, все его работы посвящены именно практическому использованию астрологии для разрешения проблем, возникающих в повседневной жизни людей. Все они сопровождаются конкретными примерами из собственной богатейшей практики автора.

“Христианская Астрология” — основной, фундаментальный труд Уильяма Лилли. Это практическое руководство для опытных астрологов, учебник для начинающих и в то же время энциклопедия, охватывающая астрологическую традицию во всём её многообразии. Достаточно сказать, что объём книги — 871 страница. Впервые этот труд увидел свет в 1647 году, второе издание вышло в 1659 году, а третье, репринтное — уже в 1985 году. Много ли в мире книг, имеющих столь долгую жизнь?

Современные астрологи относятся к “Христианской Астрологии” по-разному. Одни воспринимают её как источник абсолютной и окончательной истины в последней инстанции, другие — как нечто архаическое, имеющее очень малое отношение к нашей жизни. Одно лишь бесспорно — нельзя не знать этот труд тем, кто воспринимает астрологию как многовековую традицию, объединяющую своим вдохновением целые поколения исследователей и практиков, а не как сиюминутное развлечение на потребу масс».

В своём сочинении «Монархия или не Монархия», вышедшем в 1651 г., Лилли точно назвал годы 1665-66, грозящие лондонцам великим пожаром и нашествием чумы. На его прогноз не обратили внимания, но когда беда действительно грянула, его призвали на суд в парламент и обвинили в пособничестве дьяволу, в поджоге города. С большим трудом Лилли убедил специально созданный по этому поводу комитет Палаты Общин в своей непричастности к пожару и предшествовавшей ему чуме.

Широко известен случай, когда у Лилли украли большую рыбу, которую он купил и распорядился доставить ему домой. Однако рыбу не принесли. Тогда Лилли составил хорарный гороскоп, по которому определил у кого его рыба и в каком состоянии. Призвав в свидетели представителя официальной власти и священника, Лилли в доме вора нашел свою украденную рыбу.

Юнг.jpg

Карл Густав Юнг

(1875 — 1961г.г.), известнейший психолог и психиатр.

Следующий отрывок из книги «Психологическая теория типов» дает понять, что К. Г. Юнг серьезно изучал астрологию и использовал ее в своей работе:

«Попытки человеческого духа создать типологию и тем самым внести порядок в хаос индивидуального — можно сказать с уверенностью — уходят корнями в древность.

Бесспорно, что самую первую попытку такого рода предприняла возникшая на Древнем Востоке астрология в так называемых тригонах четырех элементов — Воздуха, Воды, Земли и Огня. Тригон Воздуха в гороскопе состоит из трех воздушных замков зодиака — Водолея, Близнецов и Весов; тригон Огня — из Овена, Льва и Стрельца и т. д.

Согласно древним представлениям, тот, кто родился в этих тригонах, отчасти обладает их воздушной или огненной природой, а это, в свою очередь, определяет соответствующий темперамент и судьбу. Поэтому физиологическая типология древности, то е сть деление на четыре гуморальных темперамента, находится в тесной связи с древними космологическими воззрениями.

То, что раньше объяснялось зодиакальными созвездиями, теперь стало выражаться на физиологическом языке древних врачей конкретно в словах «флегматический», «сангвинический», «холерический» и «меланхолический», которые представляют собой не что иное, как наименование телесных соков. Как известно, эта последняя типология сохранялась по меньшей мере до 1800 года. Что же касается астрологической типологии, то она, всем на удивление, по-прежнему держится и даже переживает сегодня новый расцвет».

Ученый использовал астрологию в психотерапевтической работе для лучшего понимания внутренней динамики клиентов. Он признавал, что применял астрологию во многих случаях, особенно когда работал с людьми, которые трудно поддавались пониманию:

Как психолога, гороскоп интересует меня прежде всего как средство пролить свет на некоторые осложнения характера. При возникновении затруднений с установлением диагноза я обычно использую гороскоп, позволяющий взглянуть на ситуацию под совершенно иным углом. Должен сказать, что астрологическая информация очень часто позволяет понять такие грани характера человека, которые иным путем узнать было бы весьма затруднительно. (Из письма Юнга профессору Раману от 6 сентября 1947 года.)

В интервью французскому астрологическому журналу в 1954 году Юнг заявил:

«Когда удается подтвердить свое понимание психологической ситуации соответствующей астрологической конфигурацией, это всегда придает дополнительную уверенность. Астрология состоит из различных конфигураций, символизирующих коллективное бессознательное, которое представляет собой предмет изучения психологии: «планеты» суть боги, символы сил бессознательного».

Во многих своих работах он подчеркивал, что астрология составляет конечную сумму всех древних знаний, относящихся к психологии, и позволяет не только определять врожденные наклонности индивида, но и точно прогнозировать кризисы».

Один из астрологических экспериментов Карла Юнга описан в книге «Синхронистичность» и получил широкую известность.

 

 

http://astrosymbols.ru/velikie-astrologi/


← Назад в раздел