Философские школы и философы

Философские школы и философы


Направ-

ление,

школа

Философ,

годы жизни

Основные проблемы, понятия и принципы

Сущность главных идей

Рационализм

Р.Декарт, (1596 – 1650)

Проблемы познания.

Радикальное сомнение как методический прием, направленный на пересмотр оснований, принципов познания. Редукция.

Исследования сознания, мышления. Рационалистический метод объективного познания. Рефлексивный конструктивизм в познании.

Философия с опорой на собственный разум, требованием очевидности и достоверности,стремлением к истине и призывом брать за нее ответственность на себя. Опыт у Декарта – шире, чем опыт внешнего мира или опыт-эксперимент. Важнейшие свойства и истины, принадлежащие нашему сознательному существованию(напр.,свободу воли), мы постигаем именно "на опыте". Получение внешнего опыта,пригодного для построения знания,должно предваряться радикальной работой сознания, разума над самим собой. Мы объективно и рационально понимаем мир в той мере,в какой понимаем организацию и структуры своей познавательной способности,учитываем в познании то, что сделано нашим интеллектом.

Рационализм

Б.Спиноза, (1632 – 1677)

Онтология. Проблемы познания. Три рода познания.

Позиции математического естествознания и рационалистического метода Декарта.

Этика.

Основы научной критики Библии.

Идея интеллектуальной любви к Богу: "познающий себя самого и свои аффекты ясно и отчетливо любит Бога".

Единство Бога и природы, выражаемое в идее единой, вечной и бесконечной субстанции. Бесконечно многообразные вещи чувственного и умопостигаемого мира суть модусы – различные состояния единой субстанции. Познавая модусы, мы познаем субстанцию.

Первый род познания есть познание чувственное, называемое также мнением, или воображением. Второй род познания составляет понимание, дающее уже отчетливое представление модусов. Третий и высший род – это интеллектуальная интуиция, или непосредственное усмотрение истины.

Человек должен руководствоваться в своей деятельности исключительно разумом.

Рационализм

Г.Лейбниц, (1646 – 1716)

Проблемы познания.

Рационалистический метод и учение о Боге и субстанции.Априорные принципы метода Лейбница – это положения о непротиворечивости всякого возможного бытия и о возможности бесчисленного множества непротиворечивых миров. Существование данного мира имеет достаточное основание и таковым выступает оптимальность, полнота, совершенство его устройства.

Монадология – плюралистическая онтологическая концепция,описывающая разнообразие действительного мира.

Раскрытие логической природы утверждения. Первичные истины выражают аналитические суждения, в которых предикат раскрывает признаки, уже заключенные в понятии субъекта. Иначе, они отвечают требованиям законов логики: закон тождества, закон противоречия, закон исключенного третьего. Возможное - это то, что логически непротиворечиво, тождественно-истинные утверждения; это область вечных истин или истин разума. Закон достаточного основания, а также принцип каузальности в естествознании и принцип предустановленной гармонии в онтологии позволяют сделать опыт источником необходимых положений – законов.

Совершенство, разумность выражаются в ряде законов, которым подчиняется мир и познание. Субстанциальное единство мира на уровне истин разума, т.е. порядок и полнота иерархии идеального мира, обозначается категорией Бога. В понимании Л., Бог – актуальная бесконечность человеческого духа, полная реализация чистого познания, которое не осуществимо для индивида.

Британский эмпиризм

Ф.Бэкон, (1561 – 1626)

Проблемы познания.

Правильный метод исследования природы – эмпирический метод.

Понятия: "призраки рода", "призраки пещеры", "призраки рынка", "призраки театра".

Индукция.Принципы идеального устройства государства, а также проект государственной организации науки.

Целью человека и общества является познание и раширение власти над природой.

Природу можно покорить, лишь подчиняясь ее собственным имманентным законам, не искажая ее образа.

"Призраки" являются атрибутами самой человеческой природы. Они являются препятствиями на пути к истине.

Британский эмпиризм

Дж.Локк, (1632 – 1704)

Проблемы познания.

Теория познания, базирующаяся на принципах эмпиризма и сенсуализма.

Теория разделения властей.

Концепция буржуазного здравого смысла (отрицание существования каких-либо врожденных моральных принципов).

Отрицание теории врожденных идей, включая идею Бога. Все знание приобретается нами из опыта, который является сугубо индивидуальным, а не результирующим из социального взаимодействия. Опыт по своей структуре состоит из идей – ощущуний и чувственных образов памяти. Внешний опыт состоит из ощущений свойств и восприятий тел, а опыт внутренний, рефлексия, представляет собой познания души о своей собственной деятельности, получаемые через самонаблюдение.

Познание истинно лишь постольку, поскольку идеи сообразны с действительностью.

Британский эмпиризм

Т.Гоббс, (1588 – 1679)

Познание.

Три основных понятия: Человек; Тело; Гражданин.

Философия природы.Семиотичность, номиналистическая ориентация.

Философия государства – общественный договор и гражданское согласие.

Философия - "познание, достигаемое посредством правильного рассуждения и объясняющее действия или явления из известных нам причин или производящих оснований и, наоборот, возможные производящие основания – из известных нам действий". Рассуждать значит то же самое, что складывать или вычитать.

Британский эмпиризм

Дж.Беркли, (1685 – 1753)

Имматериализм.Проблемы познания.

Критерии истинности суждений:"яркость"восприятий;"одновременность подобных восприятий";преимущественная согласованность "идей" между собой;соответствие наших восприятий восприятию ожественного существа.

"Тела существуют вне сознания, т.е. они не сознание, но от него отличаются...".

Принципиальная возможность мира в основании которой – Бог, автономный от сознания людей.

Наше восприятие всякой вещи без какого-либо остатка разлагается на восприятие определенной совокупности отдельных ощущений или "идей".

Британский эмпиризм

Д.Юм, (1711 – 1776)

Проблема человека, человеческой природы. Теория познания.

Понятия: впечатление, "инстинкт причинности", причинность.

Человек – существо разумное, общественное, деятельное, а также в силу разнообразных потребностей склонное к "различным делам и занятиям" вкупе с увлечением наукой.

Высшая цель человеческого познания – интегрирование эмпирически установленных причин естественных явлений и подчинение многообразия особых следствий ограниченной совокупности общих конечных причин.

Французское Просвещение и материализм

Ш.Л.Монтескье, (1689 – 1755)

Деизм.

Теория среды.

Понятия: "Дух народа".

Принцип и природа правления.

Бог, как создатель, действующий по объективным законам материального мира.

"Многие вещи управляют людьми – климат, религия, законы, принципы правления, примеры прошлого, нравы, обычаи; как результат всего этого образуется общий "дух народа".

Французское Просвещение и материализм

Вольтер, (1694 – 1778)

Новое доказательство бытия Бога. Философская критика теологии.

Философский способ рассмотрения истории. "Философия истории".

"Я существую, а следовательно нечто существует вечно".

"Мне свойственно всего лишь человеческое мышление, теологи принимают божественные решения".

Мировая история – это высший суд человеческих мнений. Поскольку все действия людей основываются на каких-то убеждениях, борьба мнений выступает в форме движущего фактора исторического процесса.

Французское Просвещение и материализм

Ж.Ж.Руссо, (1712 – 1778)

Критика общественного прогресса.

Понятия: имущественное неравенство.

Основы философского анализа феномена отчуждения.

Проблема власти.

Имущественное неравенство закрепляется в неравенстве политическом.

Фундаментальной сущностью человека является свобода, в том числе и свобода быть несвободным, т.е. реализовать себя не в соответствии, а в рассогласовании со своею подлинной природой. Основная характеристика свободы – ее разумность.

Французское Просвещение и материализм

Д.Дидро, (1713 – 1784)

Онтологическая концепция – последовательный материализм. Политико-социальная проблематика. Плохие и хорошие законы.Концепцияискусства как "подражания природе". Метод парадоксов.

Человек должен поступать по отношению к другим так, как он хотел бы, чтобы они поступали по отношению к нему.

Парадокс возвещает о границе позитивного тезиса, за которым – антитезис как его противоположность.

Допущение влияния на нравственное сознание социальных факторов: "если законы хороши, то и нравы хороши; если законы и дурны, то и нравы дурны".

Французское Просвещение и материализм

П.Гольбах, (1723 – 1789)

Философская картина Вселенной как единого целого, где все находится во взаимосвязи друг с другом

Проблема человека. Эволюционизм.Учение о ведущей роли потребностей и интересов в социальном развитии.Теория познания. Принцип матер.сенсуализма.

Первичность, несотворимость и неуничтожимость материи, природы, существующей независимо от человеческого сознания, бесконечной во времени и пространстве. Материя есть все то, что воздействует каким-нибудь образом на наши чувства. Движение – это способ существования материи.Человек – продукт самодеятельности природы, ступень в ее развитии, полностью подчиняющаяся объективным законам природы.

Мерило свободы членов общества – благо общества в целом.

Французское Просвещение и материализм

Ж.О.Ламетри, (1709 – 1751)

Радикальный материализм и механицизм.

Эволюция природы.

Атеизм.

Мир – совокупность проявлений протяженной, внутренне активной, ощущающей материальной субстанции, видами которой выступают неорганическое, растительное и животное (включающее человека) царства. Человек ("чувствующая", самозаводящаяся машина) отличен от животного лишь большим количеством потребностей и, соответственно, ума, мерилом которого они являются.

Немецкая классическая философия

И.Кант, (1724 – 1804)

Философия природы, космология.

Гносеология, этика и эстетика.

Принцип: каждое философское исследование надо основывать на критике или критическом исследовании познавательных способностей человека и тех границ, до которых простирается само знание.

Философия – это критицизм. Критика - точное выяснение познавательной способности, к которой обращается философия и другие отрасли знания. Метод проверки этой способности и есть критический метод. Суть его не в познании предметов и их свойств, а в исследовании самого познания и его видов – априорных условий возможности познания. Общие для всех познавательные способности: чувственность (трансцендентальная эстетика), рассудок (трансцендентальная аналитика) и разум (трансцендентальная диалектика).

Немецкая классическая философия

И.Фихте, (1762 – 1814)

Дедукция основных положений критической философии Канта.

Принцип: идеализм и его исходный принцип – интеллигенция в себе.

Философия как фундамент всего научного здания.Положения наукоучения(философии): "Я полагает само себя" и " Я полагает не-Я".

Немецкая классическая философия

Ф.Шеллинг, (1775 – 1854)

Проблематика критической философии. Изучение глубочайших основ самопознания,субъекта как активного творческого начала.Проблема сознания и бессознательного.

Переход от самопознания к миропознанию, основанному на принципах кантианско-фихтеанского критицизма.

Знание – необходимый продукт разума, заложенный и организованный природой в человеке.

Принцип единства природы и духа; принцип полярности; принцип развития или творчества природы. Развитие осуществляется в природе как своеобразная "иерархия организаций".

Немецкая классическая философия

Г.Гегель, (1770 – 1831)

Теория диалектики на основе абсолютного (объективного) идеализма. Проблемы истории человеческого духа. Понятия: 1) абсолютный дух, как он существует "в себе", или "идея в себе", 2) дух в своем "инобытии", 3) дух, достигший себя "в себе и для себя".

Идея абсолютного духа – бесконечно законченного в себе бытия, открывающего себя в процессе познания.

Процесс развития форм индивидуального сознания повторяется и в духовном развитии всего человеческого рода; развитии, в котором постепенно выявляются творческие силы мирового духа, воплощающегося в последовательно сменяющие друг друга образцы культуры.

Немецкая классическая философия

Л.Фейербах, (1804 – 1872)

Проблемы познания,человека.

Анализ религии как социокультурного феномена.Новая теология (человек и есть Бог). Суть гуманизма – "не верующие люди, а думающие, не молящиеся, а работающие, не стремящиеся в занебесье, а изучающие мир посюсторонний, не христиане–полуживотные и полуангелы,а люди во всей полноте".

Мир – это органическая целостность, в центре которой – человек. Человек трактуется как единственный, универсальный и высший предмет философии, превращающейся тем самым в антропологию.

Религия – сугубо человеческий факт. "Бесконечная или божественная сущность есть духовная сущность человека, которая, однако, обособляется от человека и представляется как самостоятельное существо".

Разгадку веры следует искать в глубинах человеческой психики, стремлении человека преодолеть собственную конечность и свое бессилие: "То, что человек думает о Боге, – это осознание человеком самого себя".


 


← Назад в раздел