Сравнение видов индустриализации общества

Сравнение видов индустриализации общества


Линия сравнения

Традиционное (аграрное, доиндустриальное общество)

Индустриальное общество

Постиндустриальное общество

Фактор производства

Земля

Капитал

Знания

Основной продукт производства

Пища

Промышленные изделия

Услуги

Характерные черты производства

Ручной труд

Широкое применение механизмов, технологий

Автоматизация, компьютеризация производства

Характер труда

Индивидуальный труд

Обычная деятельность
 в коллективе

Повышение творческого начала в труде

Занятость населения

С/х – около 75% населения

Промышленность – около 85%

Услуги – 66%, промышленность – 33%

Социальная структура

Община

Классы

Включенность всех в коллектив

Замкнутость социальных структур

Низкая социальная мобильность

Классовое деление, упрощение социальной структуры, подвижность и открытость социальных структур

Сохранение социального разделения, рост численности среднего класса, деление на основе уровня знания и профессии

Продолжительность жизни

40-50

Свыше 70

Свыше 70

Воздействие человека на природу

Локальное, неконтролируемое

Глобальное, неконтролируемое

Глобальное, контролируемое

Взаимодействие с другими странами

Несущественное

Тесная взаимосвязь, но не везде. Пример закрытости: «Железный занавес» (понятие, обозначающее информационный, политический и пограничный барьер, возведённый в 1919—1920 годах и на протяжении нескольких десятилетий отделявший СССР и другие социалистические страны от капиталистических стран Запада).

Открытость

Политическая жизнь

Большинство стран монархии, отсутствуют  политические свободы, власть выше закона

Появление политических свобод, равенства перед законом, от власти начинают требовать подчинение закону

Политический плюрализм, сильное гражданское общества, демократия

Духовная жизнь

Традиционные религиозные ценности, однородный характер культуры, малое количество образованных людей

Новые ценности личного успеха, вера в науку, массовая культура, развитие образования

Особая роль у науки и образования, появление и распространение субкультур


 


← Назад в раздел