Сравнение видов индустриализации общества
Линия сравнения |
Традиционное (аграрное, доиндустриальное общество) |
Индустриальное общество |
Постиндустриальное общество |
Фактор производства |
Земля |
Капитал |
Знания |
Основной продукт производства |
Пища |
Промышленные изделия |
Услуги |
Характерные черты производства |
Ручной труд |
Широкое применение механизмов, технологий |
Автоматизация, компьютеризация производства |
Характер труда |
Индивидуальный труд |
Обычная деятельность |
Повышение творческого начала в труде |
Занятость населения |
С/х – около 75% населения |
Промышленность – около 85% |
Услуги – 66%, промышленность – 33% |
Социальная структура |
Община Классы Включенность всех в коллектив Замкнутость социальных структур Низкая социальная мобильность |
Классовое деление, упрощение социальной структуры, подвижность и открытость социальных структур |
Сохранение социального разделения, рост численности среднего класса, деление на основе уровня знания и профессии |
Продолжительность жизни |
40-50 |
Свыше 70 |
Свыше 70 |
Воздействие человека на природу |
Локальное, неконтролируемое |
Глобальное, неконтролируемое |
Глобальное, контролируемое |
Взаимодействие с другими странами |
Несущественное |
Тесная взаимосвязь, но не везде. Пример закрытости: «Железный занавес» (понятие, обозначающее информационный, политический и пограничный барьер, возведённый в 1919—1920 годах и на протяжении нескольких десятилетий отделявший СССР и другие социалистические страны от капиталистических стран Запада). |
Открытость |
Политическая жизнь |
Большинство стран монархии, отсутствуют политические свободы, власть выше закона |
Появление политических свобод, равенства перед законом, от власти начинают требовать подчинение закону |
Политический плюрализм, сильное гражданское общества, демократия |
Духовная жизнь |
Традиционные религиозные ценности, однородный характер культуры, малое количество образованных людей |
Новые ценности личного успеха, вера в науку, массовая культура, развитие образования |
Особая роль у науки и образования, появление и распространение субкультур |