Цивилизации и их отношение к человеку

Цивилизации и их отношение к человеку

 

Индия

Китай

Античность

СВ (Европа)

Ренессанс

НВ, Просвещение

Модерн

Постмодерн

Человек

Дых. и речь, бренное и высшее, преод. кармы

Часть космоса, расств-сть в природе

Микрокосм, отражение Вселенной, макрокосма

Образ и подобие Бога, но сделан из праха

Микрокосммикротеос, творец самого себя

Ч-к задан ч-з разум, позн. субъект

Несост. животное;

«пушечное мясо»

Массовый ч-к,

яппи, зомби

Статус человека в природе

Часть природы, жизнь стр. ч-з согл-ние с прир. циклами

Небо, Земля, Ч-к - онтологи­чески равны; гар­мония

Человек - часть космоса, вещь среди других ве­щей, природа совершенна, средоточие Логоса

Ч-к – надприродное сущ-во, венец творения

«царь» природы, природа «низ»

Природа воплощение гармонии и сов-ва

Человек одинок посреди беско­нечности; приро­да мастерская.

Ч-к рез-т эвол., прир. вместилище ч-ка и его к-ры, взаимозав. ч-ка и природы, ноосфера

Баланс соц. и прир. процессов, отказ от потреб-го отн. к природе.

Хар-тика тела

Временная оболочка, энергийно, соед. гун (танос, раджас, сатва). Нет отгран. от космоса

Пон. тела ч-з синь, сгущение Ци, баланс косм-го и телесного.

Тело скульптурное, задано ч-з 4 эл-та и оформл-сть

Тело и душа как 2 ур. единой реальности

Аскетизм, телесное гре­ховно; душа «зато­чена» в теле, преодол. тела, аффект. тело

Гротескное тело, реабил. тел-сти.

Человеческое тело красиво и совершенно

Тело как меха­низм, машина, аддиктивная цел-сть эл-тов, выход тела из среды, отгораживание

Тело-организм, холистическая с-ма, болезни от нервов

Тренсгрессиное

тело, без иерархии, синергийно, энтропийно, шизоан-з

Смысл жизни, смерти

Освоб.от гунной зав-сти, освоб. сатвы, преод. кармы, выход из сансары.

Соед. с абсолютом

Жизнь -благо, смерть -зло. Смерть нужно преодолеть. Трагичное отн. к смерти

Счастье, благо (знания). Ф-фия-умирание, отделение души от тела, освоб-ние, Эпикур (смерти нет)

«Принять Бога, чтобы он принял меня», острое переживание личного бытия, спасение

Творчество, са­мосовершенство­вание;

«Смысл жизни в жизни», Спиноза: ч-к своб. не думает о см., его мудрость в разм. О жизни.

Смысл жизни в личном выборе собственных цен­ностей, внутр. связь эроса и смерти (Фрейд)

Соед. бож и чел. (Шестов, Бубер)

Смысл жизни в воспроизводстве себе подобных, в своеобр. воспро­изводстве жизни, игнорир. смерти

Судьба и свобода

Предыд. жизнь опред. эту жизнь, как эта будущую; в ос­тальном

ч-к волен

Предопределён­ность будущего настоящим выбо­ром человека

Человек порабо­щён необходи­мостью (роком, судьбой)

Всё предначерта­но Богом

Человек - творец собственной судьбы (гума­низм)

Свобода как позн. необх. (Спиноза) Разум диктует свои з-ны реальности и сам оказ. у них в подчинении

Человек - «плен­ник свободы», свобода - то,

что реал. не благодаря, а вопреки всеобщему

з-ну и необ-сти

Невозм-сть абс. личн. свободы и твор-ва в усл. высоорг. техногенного общ.

Игра, а не свобода

Идея

(идеал)

ч-ка

Брахман (субъект, приблизившийся к трансцендентно­му)

Высокомораль­ный субъект

Ч-к - (животное политиче­ское, общественное» (Аристо­тель)

Аскет

Гуманист

Автономный субъект, «субъект познания»

Независимый ин­дивид

«Хаотичная» лич­ность, нигилист

Стр-гия

обр-ния

Риторико-лингв. направл.

Упанишады, непрерывн.,

стадии учения

Познание мира через этику; ритуально-практич. Образование для пользы гос-ва, цель - служение

Самопознание (Сократ) эзотерическое позна­ние у Пифагора, логико-ритор. у софистов, пайдейа.

1 ) «бож. открове­ние», 2) естественное знание (Аквинат); авторитарно-кумулят. обр-ние, универсализм

Активное позна­ние окружающего мира, светское знание, широта, домашнее образование, самообр.

Энциклопедичность

Всеобуч.

Цель – подготовка труд кадров, конвейер, трансляция знаний, выхолащивание ценностного контекста

Учиться учиться.

Сп-сть ориент. в потоке инф-ции и переобучаемость

Деят-сть, творч.

Творчество напр, на изменение человека, а не окруж. мира, оно происходит «внут­ри»

Творчество сбли­жает человека с Небом и Землёй

Стремление к идеалу, но созерцание выше деят-сти. Худ. тв. – учение об Эросе как устр-сти к достиж. умного созерцания мира

Тв. волевой акт, вызыв. бытие из небытия.

Творчество утили­тарно напр. на религ. сторону бытия ч-ка.

Тв-ское созерцание,

культ гения, ч-к – творец, мастер, худ. тв-во, универсализм

Тв. инд-зм, твор­чество как свобо­да ч-ка

*у Канта гений творит по наитию, ром.:тв. как соприкосн.с Абсол.

Бергсон: тв. как непрер рожд. нового, противопост. мех.-техн. деят-сти

«Смерть автора» (Фуко, Барт)

Типы

комм-­ций, идент-ция личности

Личность пребы­вает в метапсихической реально­сти

Личность «раство­рена» в окру­жающем

Личность как объ­ект среди других объектов окруж. действительности

Общение с Богом (диалог)

Общение через произведения искусства (моно­лог)

Личность как субъект (впервые)

Личность как субъект и личность как объект. Пуб­личная коммуни­кация

«Смерть лично­сти» (Фуко). Мас­совая коммуни­кация

Любовь,

секс-сть

Искусство любви, любовь как один из путей просветления (доктрина бхакти)

Искусство любви

Эрос - косм. сила; 4 типа (эрос, филия, сторге, агапе) Любовь, что движет солнце и светила (Данте), Платон (любовь восход. от телесной к духовной)

Любовь – сущность Б., гл. заповедь ч-ку (агапе), секс для продолжения рода

Интерес к плат. т. Эроса, восх.от эстетики чувств-го к эстетике

духовного

Спиноза: любовь – восторг мысли п-д глубинами бытия.

Энц-сты подчёрк. радостную ест-сть любви. Фр. Рев. порыв

Фрейд перевернул т. Эроса Платона. Либидо. В ф-фии жизни любовь синоним жизни

Обесценивание любви. Любовь=секс

 


← Назад в раздел