Словарь церковных терминов и их описания (В)

Словарь церковных терминов и их описания (В)

 

Ваий неделя

праздник Входа Господня в Иерусалим. Название происходит от обычая приходить в этот день в храм с ветками пальмы (вайя - от греч. ветка), подобно тому, как жители Иерусалима встречали Иисуса с пальмовыми ветвями (см. Ин.12, 13). На Руси вместо пальмовых ветвей приносят ветки вербы, откуда происходит русское название праздника - Вербное воскресение

Введение во храм Пресвятой Богородицы

- праздник православной церкви, принадлежит к числу двунадесятых. Празднуется 21 ноября ст. ст. (4 декабря нов. ст.). Установлен на основании церковного предания. В этот день вспоминается, как благочестивые родители девы Марии Иоаким и привели Ее в трехлетнем возрасте в иерусалимский храм, чтобы исполнить свой обет - посвятить Ее Богу. Согласно преданию, Мария с этого времени жила и воспитывалась при храме до своего обручения праведному Иосифу

Великая Суббота

- суббота страстной седмицы. В этот день вспоминается погребение тела Иисуса Христа. На утрене поются непорочны с похвалами (стихи псалма поются хором, похвалы - краткие молитвословия - читаются чтецом после стихов псалма). После Великого славословия совершается крестный ход с плащаницей и затем читаются паримии, Апостол и Евангелие (Мф. 27; 62-66). После утрени читаются часы и изобразительны (изобразительны состоят из блаженны, Символа веры, молитвы "Отче наш" и других). Литургия Василия Великого начинается с вечерни. Во время вечерни читаются пятнадцать паримии, содержащих ветхозаветные пророчества о Иисусе Христе, затем читается и поется ветхозаветная песнь трех еврейских отроков в "вавилонской пещи" (Дан. 3; 57-88). Перед чтением Апостола вместо трисвятого поется крещальная песнь "Елицы во Христа креститеся...". Вместо херувимской песни поется молитва "Да молчит всяка плоть человеча...". Задостойник - "Не рыдай, Мене, Мати...". Евангелие читается о воскресении Иисуса Христа (Мф. 28; 1-20)

Великие праздники

- важнейшие праздники православной церкви. В день великого праздника совершается Всенощное бдение "и вся служба праздника совершается по уставу" (Типикон). К великим праздникам принадлежат (в скобках указывается новый стиль): Пасха, двунадесятые праздники, Обрезание Господне 1(14) января; Рождество Иоанна Предтечи 24 июня (7 июля), день памяти св. первоверховных апостолов Петра и Павла 29 июня (12 июля), Усекновение главы Иоанна Предтечи 29 августа (II сентября), Покров Пресвятой Богородицы 1(14) октября

Великий пост

- важнейший из многодневных постов, начинается за семь недель до праздника Пасхи и кончается субботой Страстной седмицы. Великому посту предшествуют три подготовительные недели. Богослужения, напоминающие о приближении Великого поста, начинаются в воскресение - в "неделю о мытаре и фарисее" (Лк. 18; 10-14. Называется по евангельскому литургическому чтению в этот день). Затем следует сплошная седмица, оканчивающаяся воскресением, посвященным притче о блудном сыне - "неделя о блудном сыне" (Лк. 15; 11-32. Называется по литургическому чтению этого дня). Следующее воскресение - "мясопустная неделя" - посвящено Страшному суду (см. Мк. 16; 9-20), с понедельника начинается масленица, оканчивающаяся воскресением - "сыропустной неделей",  в этот день воспоминается изгнание Адама из рая. С понедельника начинается Великий пост. Молитвословия Великого поста отличаются покаянным настроением, на всех богослужениях читается покаянная молитва св. Ефрема Сирина "Господи и Владыко живота моего...". Во время Великого поста в среды и пятницы, а также в понедельник и вторник Страстной седмицы и в четверг пятой недели совершается литургия Преждеосвященных Даров (кроме дня Великой пятницы); по субботам и в шестое воскресение совершается литургия Иоанна Златоуста; в остальные воскресения, а также в четверг и субботу Страстной седмицы - литургия Василия Великого; в понедельник, вторник и четверг литургия не совершается. В первые четыре дня Великого поста на повечерии читается Великий канон св. Андрея Критского Каждое воскресение Великого поста имеет особое воспоминание. В первое воскресение после литургии совершается чин Торжества православия, установленный в память восстановления почитания икон в 842 г. в Византии.  Второе воскресение посвящено св. Григорию Паламе. архиепископу города Солунь (совр. Салоники, Греция), византийскому богослову-исихасту (XIV в.). Третье воскресение, называемое Крестопоклонной неделей посвящено поклонению Кресту (поклонение совершается от воскресения до пятницы). Четвертое воскресение посвящено св. Иоанну Лествичнику, игумену монастыря Синайской горы, автору "Лествицы" (VI - VII вв.). В четверг пятой недели на утрени снова читается канон св. Андрея Критского, а также читается канон в память св. Марии Египетской (отчего все богослужение, длящееся несколько часов, получило название "стояние Марии Египетской"). Суббота пятой недели посвящена воспоминанию избавления Константинополя в 626 г. от персидского и аварского нашествия, в память чего читается Великий акафист Пресвятой Богородицы (этот день также называется "Похвала Пресвятой Богородицы" или "Суббота Акафиста"). Пятое воскресение посвящено св. Марии Египетской, подвизавшейся в Палестине в VI в. Суббота шестой недели - "Лазарева суббота" - посвящена воспоминанию воскрешения Лазаря. В шестое воскресение отмечается праздник Вход Господень в Иерусалим. Следующая, последняя неделя называется Страстной седмицей. О богослужении в эти дни см. Страстная седмица, Великий четверток, Великий пяток, Великая суббота. Тексты богослужений Великого поста содержатся в Триоди Постной

Великий Пяток (Великая Пятница)

- пятница Страстной седмицы. В этот день совершается воспоминание Распятия и погребения Иисуса Христа. Литургия в этот день не совершается (если Великий пяток совпадает с праздником Благовещения, совершается литургия Иоанна Златоуста). Во время утрени читаются Двенадцать Евангелий двенадцать евангельских текстов, посвященных страданиям Иисуса Христа: 1е Евангелие - Ин. 13; 31-38Ин. 14Ин. 15Ин. 16Ин. 17Ин.18; 1; 2е Ин. 18; 1-28; 3е - Мф. 26; 57-75; 4е - Ин. 18; 28-40Ин.19; 1-16; 5е - Мф. 27; 3-37; 6е - Мк. 15; 16-32; 7е - Мф. 27; 33-54; 8е - Лк. 23; 32-49; 9е - Ин. 19; 25-37; 10е - Мк. 15; 43-47; 11е - Ин. 19; 38-42; 12е - Мф. 27; 62-66. Т.к. богослужебный день начинается с вечера, то утреня обычно служится вечером в четверг. Совершаемые утром Великого пятка Царские часы (составлены Кириллом Александрийским) состоят из иных псалмов, нежели обычные часы: 1 час - Пс. 5, Пс. 2, Пс. 21; 3й - Пс. 34, Пс. 108, Пс. 50; 6й - Пс. 53, Пс. 139, Пс. 90; 9й - Пс. 68, Пс. 69, Пс. 85; после псалмов читаются паримии, Апостол, Евангелие (1 час - Мф. 27; 1-56; 3й - Мк. 15; 16-41; 6й - Лк. 23; 32-49; 9й - Ин. 18; 28-40Ин.19;1-37). Изобразительны, следующие после царских часов, состоят из блаженны, Символа веры, молитвы "Отче наш" и некоторых других, 33 псалма. Вечером Великого пятка служатся вечерня и повечерие. На вечерне читаются Апостол и Евангелие (евангелие составное - т.е. состоящее из различных евангелий: Мф. 27; 1-38; Лк. 23; 39-43; Мф. 27; 39-54; Ин. 19; 31-37; Мф. 27; 55-61), совершается вынос плащаницы

Великий Четверток (Великий Четверг)

- четверг Страстной седмицы. В этот день вспоминается Тайная Вечеря Иисуса Христа с учениками, Гефсиманское моление, взятие под стражу Иисуса Христа и суд у первосвященников и прокуратора Иудеи Понтия Пилата. На утрене читается Евангелие о Тайной Вечери (Лк. 22; 1-39). После утрени совершаются часы - первый (с чтением паримии), третий, шестой и девятый. После девятого часа читаются изобразительны, состоящие из блаженны, Символа веры, молитвы "Отче наш" и некоторых других. Литургия Василия Великого начинается с вечерни. На вечерне читаются паримии, после которых следуют литургийные Апостол и Евангелие (евангелие составное - состоящее из текстов различных евангелий: Мф. 26; 1-20; Ин. 13; 3-17; Мф. 26; 21-39; Лк. 22; 43-45; Мф. 26; 40-75-Мф. 27; 1-2). Вместо херувимской песни трижды поется молитва "Вечери Твоея Тайныя днесь...". Вечером в Великий четверток совершается малое повечерие. В кафедральных соборах при архиерейском богослужении после литургии архиереем совершается чин умовения ног сослужащим с ним священникам

Величание

- краткое песнопение, прославляющее Иисуса Христа, Богородицу или какого либо святого. Начинается со слова "Величаем" (или "Ублажаем"). Поётся в праздничные дни на утрене после полиелея и на литургии после отпуста

Венцы

- короны, возлагаемые на жениха и невесту во время венчания

Венчание

- богослужение, во время которого совершается таинство брака, благословляется и освящается христианский брак. Венчание совершается священником (очень редко архиереем), причем принято, чтобы священник был из белого (немонашествующего) духовенства. В практике православной церкви венчание принято совершать после обручения. Венчание происходит так: по обручении жених и невеста, держа зажженные свечи, входят из притвора в храм (или же от западной стены храма подходят ближе к алтарю) и становятся на белый плат, лежащий перед аналоем с крестом и Евангелием. Священник, спросив о твердости их намерения, возглашает благословение и великую ектению, читает иерейские молитвы и затем с благословением возлагает венцы на головы жениха и невесты и трижды возглашает тайносовершительную молитву "Господи, Боже наш, славою и честию венчай их". Возглашается прокимен и читаются Апостол (Еф. 5; 20-33) и Евангелие (Ин. 2; 1-11), произносится ектения и поется молитва "Отче наш". Венчающиеся пьют из чаши с вином и затем священник трижды обводит их вокруг аналоя, в это время хор поет тропари "Исайе ликуй...", "Святии мученицы...", "Слава Тебе Христе Боже", после чего священник снимает венцы, читает завершающие иерейские молитвы и произносит отпуст. В православной церкви венчание разрешается совершать и над вступающими во второй или третий брак, однако чин второбрачного венчания менее торжественен, с чтением покаянных молитв. В Русской православной церкви венчание не совершается во все посты, на пасхальной неделе, на святках, в дни накануне двунадесятых праздников и воскресения (т.е. в субботу), а также накануне среды и пятницы (т.е. во вторник и четверг)

Вечерня

- общественное богослужение, совершаемое вечером. Вечерня различается вседневная, малая и великая. Вседневная вечерня совершается в будние дни, малая вечерня перед всенощным бдением, великая вечерня - под праздники и воскресения. В чин великой вечерни входят: благословение; пение предначинательного псалма (во время которого священник читает светильничные молитвы и кадит храм); великая ектения; пение стихов 1, 2 и 3 псалмов, стихир на "Господи воззвах", догматика; вход с кадилом; пение "Свете тихий" - гимна первых веков христианства; прокимен (в некоторые дни читаются паримии); сугубая ектения; пение вечерней молитвы "Сподоби, Господи, в вечер сей без греха сохранитися нам..." (в праздники совершается лития), пение стихир на стиховны; молитвы праведного Симеона "Ныне отпущаеши" (Лк. 2; 29-30); трисвятое: молитва Св. Троице; "Отче наш"; "Богородице Дево, радуйся"; тропари; отпуст. На вседневной вечерне предначинательный псалом читается, а не поется, не совершается входа и не читаются паримии, вместо первых трех псалмов читается рядовая кафизма. Малая вечерня является сокращением вседневной. Соединение великой вечерни, утрени и первого часа называется всенощным бдением. Чин вечерни входит также в состав литургии Преждеосвященных Даров и литургии Василия Великого в Великий четверток и Великую субботу

Викарий

(лат. наместник) архиерей, не имеющий своей епархии и помогающий в управлении другому архиерею

Водоосвещение

- освящение воды, совершаемое священником (или архиереем.) троекратным погружением креста и благословением. Освященная вода используется для освящения дома, различных предметов, ее пьют с целью духовного укрепления. Водоосвящение бывает великое и малое. Великое совершается накануне и в день праздника Богоявления (Крещения), малое в дни храмовых и некоторых других праздников (Преполовения Пятидесятницы, Происхождения честных древ и др.), а также по желанию верующих в любой день. В чин великого освящения воды входят благословение, тропари, паримии (Ис. 35; 1-10; Ис. 55; 1-13; Ис. 12; 3-6), чтение Апостола (1 Кор. 10; 14) и Евангелия (Мк. 1; 9-12), великая ектения, иерейские молитвы, благословение воды и погружение креста при пении крещенского тропаря, отпуст. В чин малого освящения входят тропари, Пс. 142, Пс. 50, чтение Апостола и Евангелия, ектения, благословение воды и погружение креста, отпуст. Чин малого и великого освящения воды содержится в требнике (чин великого освящения также в месячной минее за январь).

Возглас

- краткое молитвословие, провозглашаемое священником или архиереем. Некоторые возгласы являются завершением тихо читаемой молитвы

Воздвижение Креста Господня

- праздник православной церкви, принадлежит к числу двунадесятых. Празднуется 14 сентября ст.ст. (27 сентября нов. ст.). Установлен в память обретения Креста Господня, которое произошло, согласно церковному преданию, в 326 г. вблизи Иерусалима на месте Распятия Иисуса Христа - Голгофе. Крест был найден приехавшей в Палестину царицей Еленой (матерью императора Константина) и иерусалимским патриархом Макарием и воздвигнут на месте обретения, чтобы Ему мог поклониться сошедшийся народ. В память крестных страданий Иисуса Христа в день праздника установлен строгий пост

Воздух

- большой четырехугольный покров, которым покрываются покрытые покровцами дискос и потир. Воздух символически изображает плащаницу, которой было обвито тело Иисуса Христа (см. Лк. 23; 53)

Вознесение Господне

- праздник православной церкви, принадлежит к числу двунадесятых. Празднуется на сороковой день после Пасхи - в четверг шестой недели. В этот день вспоминается восшествие Иисуса Христа на небо и обетование о Его втором пришествии. Явившись Своим ученикам после Воскресения, на сороковой день Иисус вывел их из Иерусалима "и, подняв руки Свои, благословил их. И когда благословлял их, стал отделяться от них и возноситься на небо". (Лк, 24; 51). "И облако взяло Его из вида их. И когда они смотрели на небо, во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде и сказали: мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, приидет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо" (Деян. 1; 9-11)

Врата царские

- главные врата иконостаса - двухстворчатые двери напротив престола. Предназначены исключительно для входа священнослужителей во время богослужения. Обычно на царских вратах помещаются иконы Благовещения и четырех евангелистов

Всенощное бдение

- общественное богослужение, совершаемое вечером под праздники и воскресения. Состоит из соединения великой вечерни, праздничной утрени и первого часа. Всенощное бдение служится с особой торжественностью - на великой вечерне совершается вход, поются стихи 1, 2 и 3 псалмов, читаются паримии, в некоторые дни совершается лития, утреня начинается с шестопсалмия, поются полиелей, ипакои и антифоны, стихиры на Пс. 50, катавасии к канону, читается Евангелие

Вход

- действие: торжественный вход священнослужителей в алтарь через врата царские. На вечерне совершается "вход с кадилом" перед каждением алтаря и пением "Свете тихий". На литургии совершается "малый вход", или "вход с Евангелием" (после пения антифонов), и "великий вход", или "вход с дарами" (предлагаемыми для евхаристии или преждеосвященными). Во время великого входа дары переносятся с жертвенника на престол. На литургии Иоанна Златоуста и Василия Великого великий вход совершается во время пения херувимской песни, кроме дней Великого четверга и Великой субботы. В эти два дня, так же как и в дни, когда совершается литургия Преждеосвященных Даров, во время великого входа поются особые песнопения. Происхождение входа таково: в древности Евангелие и дары хранились в храме в отдельных помещениях - ризнице и жертвеннике и внесение их в алтарь совершалось с особой торжественностью; впоследствии ризница и жертвенник были перенесены в алтарь, но вход сохранился как составная часть богослужения. Согласно некоторым литургическим толкованиям малый вход символизирует выход Иисуса Христа на проповедь, а великий - шествие Иисуса Христа на страдание и смерть

Вход Господень в Иерусалим

- праздник православной церкви, принадлежит к числу двунадесятых. Празднуется в шестое воскресение Великого поста (за неделю до Пасхи). В этот день вспоминается встреча иерусалимским народом Иисуса Христа как Царя и Мессии, въезжавшего в город "на осляти" в сопровождении апостолов. "Множество народа, пришедшего на праздник, услышав, что Иисус идет в Иерусалим, взяли пальмовые ветви, вышли навстречу Ему и восклицали: "Осанна! Благословен грядущий во имя Господне, Царь израилев" (Ин. 12; 12-13). "Осанна Сыну Давидову! Благословен грядущий во имя Господне! Осанна в вышних!" (Мф. 21; 9). На Востоке существует традиция в день праздника приходить в храм с пальмовыми ветвями, в России приносят ветки вербы. Отсюда произошли другие названия праздника Ваий Неделя и Вербное воскресение

 

Источник информации 


← Назад в раздел